Геометрия для малышей.
Пространственное мышление — это умение строить модель и мысленно выполнять ее преобразования по заданным параметрам: перемещение; трансформация и др. В основе формирования и развития этого вида мышления ле¬жит деятельность преобразования, выполняемая на вещественной модели изучаемого объекта. Под конструктивным мышлением мы понимаем умение видеть (представлять, осознавать) объект в ком¬плексе и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение делать в уме объект как бы прозрачным, не теряя при этом контуров составных частей, т. е. умение видеть не¬видимые линии и части, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать).
Таким образом, конструктивные умения — это:
• узнать и выделить объект (видеть существенное, т. е. умение абстрагироваться);
• собрать объект из готовых частей (синтезировать);
• расчленить, выделить составные части (анализировать); • видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами. Формирование всех этих умений заложено в предлагаемую систему заданий поэтапно, в соответствии с возможностями детей этого возраста.
Занятия проводятся по подгруппам (не более 10 человек), 1 раз в неделю.
2.Планируемые результаты .
Основными итогами усвоения содержательной линии этой программы являются следующие знания и умения ребенка:
• сравнивать предметы по размеру, цвету, форме, сопровождая сравнение словесно;
• считать различные предметы в пределах 10, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
• сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково; отвечать на вопросы: «Где больше (меньше)?», «Как сделать поровну?» , «Как сделать на 1 (2, 3) больше (меньше)? »;
• ориентироваться на странице альбома и тетрадном лис¬те (различать верх, низ, левую и правую части и т.п.);
• понимать выражения: между, за, перед, посередине, раньше, позже и т.п.;
• обладать начальными графическими навыками: обводка, штриховка, рисование и срисовывание по клеткам; рисование и срисовывание на нелинованной бумаге с соблюдением пространственного расположения заданных форм (внутри—снаружи, соприкосновение и т.п.);
• узнавать и различать геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.
Результатом работы по приведенной программе на базе использования методики моделирования изучаемых математических понятий и отношений является успешное формирование у детей таких умственных действий:
• устанавливать простейшие математические связи между воспринимаемыми предметами и явлениями: количественные отношения, пространственные, процессуальные (связь между изменением количественной характеристики ситуации с ее символическим описанием, т.е. выбор действия);
• производить операции сравнения и обобщения, самостоятельно выбирая для них основу;
• выполнять простые задания на классификацию с разнообразными объектами, самостоятельно выбирая основание для классификации;
• абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основные признаки (форму и количество);
• анализировать строение простых объектов, выделяя существенное для выполнения задания соотношение их частей;
• выполнять несложные трансформации исходных объектов по заданным параметрам, получать схематическое изображение объекта (графическую модель);
• сравнивать величины, используя модели-заменители;
• выполнять несложное рассуждение и завершать его умозаключением, соблюдая причинно-следственную связь.
3.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
- Федеральные Государственные образовательные стандарты дошкольного образования;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
- Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет. (Белошистая А.В.)
- Пособие для индивидуальной работы с детьми (Белошистая А.В.)
Программа занятий
Анализ характерных для ребенка дошкольного возраста специфических «детских» видов деятельности (предметная игра, рисование, конструирование и т. д.), традиционно вы¬деляемых психологами (Л.С. Выготский, Л.Б. Эльконин и др.)» позволяет определить и проанализировать те психические качества, которые складываются во время этой деятельности, а также делать вывод, на что должно быть направлено дошкольное обучение. Известно, что мышление в этом возрасте стимулируется развитием сенсорного аппарата ребенка (Л.Б. Эльконин, Л.Е. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). Первоисточником знаний детей о действительности является восприятие предметов и явлений окружающего мира через ощущения, которые да¬ют необходимый материал для формирования представлений и понятий. В свою очередь, правильно организованное вос¬приятие будет являться фактором, формирующим и развивающим сенсорные процессы. Характерное для ребенка 3—5 лет наглядно-действенное мышление (т. е. мышление в действии) имеет в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся в про¬цессе действий с предметами. Поскольку изучение математики связано не с изучением конкретных предметов (понятия множества, числа, геометрической фигуры, действия, отношения и т. д. являются понятиями высокой степени абстрактности и общности), возникает проблема построения для ребенка адекватных моделей изучаемых понятий, а также еще более важная проблема построения системы моделирующих действий ребенка, связанных не только с изучением предлагаемой ему модели, но и позволяющих ребенку самому построить модель этого понятия и через процесс ее построения осознать основные свойства и отношения изучаемых математических объектов. При таком подходе к формированию начальных математических представлений учитывается не только специфика математики — науки, изучающей количественные и про¬странственные характеристики реальных объектов и процессов, но и происходит обучение общим способам деятельности с математическими моделями в реальной действительности и способам построения этих моделей. Фактически такой подход обеспечит формирование и раз¬витие того, что называют математическим мышлением. То же самое можно сказать о возрасте 6—9 лет, для которого характерно наглядно-образное мышление, т. е. такая организация образов, которая позволяет видеть и выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. То есть речь идет об умении воспринимать и строить самому не¬кий абстрагированный образ, модель, характеризующую группу или все объекты из объема данного понятия. Можно с уверенностью утверждать, что словесно-ло¬гические формы мышления начинают развиваться в этом возрасте как сопровождающие. Их формирование про¬исходит через объяснение способов деятельности с моделями изучаемых объектов. Так формируются умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, делать умозаключения, т. е. начина¬ют складываться основы для дальнейшего формирования абстрактно-логического (понятийного) мышления.
Цель:
— формирование начальных математических представлений, общей способности к моделированию изучаемых объектов. формировать такие приемы умственной деятельности, как классификация (подведение под понятие), сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует интенсивное развитие мышления.
Основные задачи:
• обучение дошкольника доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных мате¬матических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т. д.);
• формирование общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.);
• формирование и развитие пространственного мышления;
• формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления;
• формирование простейших графических умений и навыков;
• подготовка к изучению математики в начальной школе. Уточним, что имеется в виду под пространственным и конструктивным мышлением.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»